Автоматизация

Как работает коллтрекинг и как его использовать?

Что такое коллтрекинг и зачем он нужен

Коллтрекинг — это технология отслеживания звонков. Инструмент работает так:

  1. Потенциальный клиент видит рекламу с контактами компании.
  2. Звонит по указанному в объявлении телефону или переходит на сайт и берёт номер оттуда.
  3. Коллтрекинг отслеживает вызов и связывает его с рекламным источником.

Сервис определяет, откуда пришёл заказчик — с сайта, баннера или объявления. Это возможно благодаря тому, что каждой площадке присваивается уникальный номер, который считывает программа.

Коллтрекинг незаменим в маркетинге, особенно для компаний с несколькими каналами продвижения. Технология определяет источник звонка, сообщает о нём менеджеру и сама собирает статистику. Например, компания разместила контакты в 2ГИС, на своём сайте и в бегущей строке на ТВ. Все номера уникальны, и для каждого канала сервис создаёт отдельный раздел статистики. Как только клиент воспользуется одним из номеров, программа засчитает звонок в соответствующем отчёте. Позже это поможет оценить эффективность каждого рекламного канала и грамотно распределить бюджет.

Кроме того, коллтрекинг связан с CRM — системой управления взаимоотношениями с клиентами. Если клиент ранее уже звонил или писал в компанию, в базе данных есть история его обращений. Так менеджер увидит, какие вопросы решал клиент, в который раз он обращается в компанию, сколько времени проходит от его заявки до сделки. Это поможет подготовить персональные предложения.

Чем коллтрекинг отличается от телефонии

Сервисы коллтрекинга и телефонии решают разные задачи. Выбирая последнее, вы подключаете основной телефонный номер для сайта и настраиваете полезные опции, например, голосовое приветствие, меню, переадресация.

Сервисы коллтрекинга подменяют основные номера, считают количество звонков, определяют источники обращений, представляют данные в виде удобной таблицы. В отличие от телефонии, для коллтрекинга всегда используется несколько номеров.

Если кратко: телефония помогает организовать телефонный разговор, а коллтрекинг — получить данные о нём.

Виды коллтрекинга

Выделяют две разновидности коллтрекинга. Каждая из них подходит для анализа определённого вида рекламы, а также предлагает разную степень детализации данных. Опишем принципы их работы, преимущества и недостатки.

Статический коллтрекинг

Каждому рекламному источнику присваивается уникальный номер телефона. Например, один указывают в email-рассылке, другой — на уличном баннере, третий — на стороннем сайте. Программа определяет, на какой номер звонит клиент, и привязывает обращение к источнику. Затем сервис коллтрекинга формирует статистику по каждому каналу продвижения. На её основе вы делаете выводы о том, насколько окупаются вложения в рекламу.

Статический коллтрекинг поможет вычислить стоимость звонков, сравнить расходы на рекламу с доходами по каждому источнику. В числе других его достоинств:

  • Возможность выбирать номера и назначать их вручную. Это преимущество для компаний, которые ценят запоминающиеся комбинации с повторяющимися цифрами.
  • Цена. Сервисы статического коллтрекинга недорогие, но эффективные.
  • Простая отчётность. В ней может разобраться даже непрофессионал.

Недостаток статического коллтрекинга в том, что он позволяет отследить звонок только до рекламного источника.

Этот вид коллтрекинга подходит для офлайн-форматов, например, радио и ТВ-рекламы, объявлений на рекламных щитах или в печатных журналах, газетах. Инструмент хорошо себя зарекомендовал для работы со справочниками, визитками в поисковиках, карточками в геосервисах — 2ГИС, Google Maps.

Статический коллтрекинг подойдёт малому и среднему бизнесу. Для компаний с большими бюджетами и высоким трафиком нужен другой вид коллтрекинга — динамический.

Динамический коллтрекинг

Особенность этого вида коллтрекинга в том, что одному источнику присваивается множество номеров. Комбинации меняются: если человек увидел номер, но не позвонил по нему, он перейдёт к следующему юзеру. Как только пользователь позвонит по указанному на сайте телефону, система обновит номер для следующих посетителей, и они увидят уже другие цифры. Следовательно, за каждым звонящим будет закреплена индивидуальная комбинация.

Технология позволяет отслеживать звонки вплоть до целевых действий клиента, а также узнать другие детали, которые будут полезны для развёрнутого анализа рекламных кампаний:

  • устройство и браузер пользователя;
  • количество совершенных клиентом звонков;
  • конкретную поисковую фразу, благодаря которой пользователь попал на сайт.

Однако у динамического коллтрекинга есть и недостатки, главный из которых — высокая стоимость. Чтобы технология работала, нужно арендовать много телефонных номеров, а это обходится недёшево.

Ещё одно ограничение динамического трекинга — он годится только для онлайн-рекламы. Отследить эффективность офлайн-источников с его помощью невозможно. Этот вид коллтрекинга применяют для онлайн-объявлений, которые ведут на сайт компании. Используйте его, если размещаете контекстную, таргетированную рекламу, объявления в соцсетях или сотрудничаете с блогерами.

Динамический трекинг рекомендуют подключать крупным компаниям, у которых есть отдел маркетинга и необходимость в подробном анализе рекламы, вплоть до каждого ключевого слова. Работа с ним требует профессиональных навыков — для владельцев небольшого бизнеса этот вид трекинга будет нерентабельным.